Общие вопросы
Точной классификации механизированных парковок пока не выработано, но у роторных и пазловых парковок есть отличия от автоматизированных систем:
- Водитель заезжает прямо на платформу, которая предусмотрена конструкцией. При хранении автомобиль её не покидает и никуда не перегружается.
- Пользователь какое-то время находится внутри рабочего контура. Тогда как в автоматическом паркинге машина въезжает в приемный бокс, откуда после выхода водителя автомобиль подается в конкретную ячейку хранения.
- Можно визуально, со стороны, наблюдать процесс перемещения автомобиля.
- Отсутствует некоторое дополнительное оборудование, например, разворотные столы. Меньше датчиков и средств мониторинга.
При этом в полуавтоматических парковках есть весь набор механических и электронных компонентов, достаточный для безопасной, удобной эксплуатации.
Нет. В соответствии с СП 113.13330.2023 роторные и пазловые парковки это не объекты капитального строительства, а сборно-разборные конструкции. Cогласование установки таких временных сооружений регулируют региональные законодательства.
Для установки пазловой или роторной парковки на неподготовленной территории, требуется мелкозаглублённый фундамент: песчано-гравийная подушка, толщиной от 0,5 до 1,0 метра, и монолитная железобетонная плита 0,15 - 0,3 метра. Под опорами монтируют дополнительные ригели или другие усиливающие элементы. Механизированная парковка крепится анкерами к закладным. Конструкция основания зависит от массы, габаритов модели и от геологии грунта.
В любом случае, необходим отдельный расчёт фундамента. Для пазловых систем в новых капитальных многоэтажных и подземных паркингах он выполняется в общем проекте сооружения.
Платформы полностью герметичны и снабжены водоотводящими желобами, уклонами. Протечки исключены. Технические жидкости, вода, талый снег c верхнего уровня не попадают на нижестоящий автомобиль.
Для стандартного подключения необходима трехфазная сеть 380 В с частотой тока 50 Гц. Потребляемая мощность зависит от модели парковки и указывается в технических характеристиках.
Для уборки мы рекомендуем промышленные моечные системы. Парковка переводится в режим ручного управления, на нижний уровень подается платформа, выключается питание. Машиноместо моется, протирается. По окончании процедуры, на первый, загрузочный этаж подается следующая платформа.
Нет. К сожалению, действующее законодательство не предусматривает регистрацию права собственности на отдельную платформу. Поэтому оформление происходит путём создания гаражно-строительного кооператива или подобного юридического объединения, в котором пайщики имеют доли в общем имуществе.
Пожарная безопасность в роторных и пазловых парковках регламентируется СП 113.13330.2023 и другими нормативными документами.
Автоматическая система пожаротушения, вентиляции и дымоудаления нужна, только если ограждающими конструкциями занято больше половины площади фасадов. В противном случае, требования по пожарной безопасности, как к паркингу открытого типа.
Производители заявляют о максимальном уровне шум не более 50 дБ. Акустические параметры мы много раз проверяли на практике. При испытаниях и сдаче объектов, всех удивляет тихая работа полуавтоматических систем и отсутствие вибрации. Это один из немногих типов оборудования, который может пристраиваться к глухим стенам коммерческих или жилых зданий и полностью вписывается в санитарные, экологические нормативы.
При любой емкости пазловой или роторной парковки, на сколько бы мест она не была рассчитана, только у одного автомобиля может работать двигатель. У того, что въезжает на нижний уровень или покидает паркинг. При хранении выхлопных газов нет.
Этот факт нужно учитывать при расчете отступов от окон жилых домов. По СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 их можно уменьшить без нарушения экологической безопасности.
Парковка может эксплуатироваться, как и в открытом виде, так и быть полностью закрыта некапитальными навесными конструкциями.
Декоративная облицовка адаптирует дизайн парковки к сложившей застройке. Завод обычно не изготавливает сам фасад, но оборудует закладные элементы, для крепления обвесов. Чтобы интегрировать паркинг в архитектурную или ландшафтную среду, их можно заказать отдельно.
Вопросы по пазловым парковкам
Мультиярусным пазловым парковкам в большинстве регионов России нужны ограждения. Для их установки в самонесущей конструкции часто предусмотрены закладные детали для крепления. Навесной фасад и кровля могут адаптировать пазл к архитектурной среде и ландшафту. Они защитят от осадков, пыли, грязи, вандалов.
О выбранном варианте ограждений необходимо сообщить производителю до изготовления технологического оборудования. Фасады и кровля создают дополнительную нагрузку, поэтому потребуется пересчет металлокаркаса.
Сами ограждения изготавливают на заводе или заказывают отдельно, что получается дешевле. Если полностью зашить парковку, сооружение станет непроветриваемым — нужна пожарная сигнализация, автоматическое пожаротушение, дымоудаление. Чтобы сэкономить на внутренних инженерных системах, можно, например, закрыть парковку фасадными ламелями.
В случае аварии, при перегрузке или коротком замыкании, защита в электрической схеме заблокирует и полностью обесточит полуавтоматический паркинг. Во время движения механизмов, фотоэлементы не дадут свободно пройти туда человеку – сработает сигнализация, парковка остановится. Блок управления выносится за пределы контура парковки, в удобное для визуального контроля место.
В пазлах есть стопоры, которые остановят систему, когда платформа будет в конечной верхней или нижней точке. На гидрошлангах установлены клапаны, которые защищают от утечки масла при обрыве. Произвольное опускание платформы предотвратит механическая блокировка.
Для монтажа уличных мультиярусных пазловых парковок, в зависимости от модели, нужны автокраны грузоподъемностью до 16 тонн, а также автовышки с вынесенной стрелой. Консольные пазовые системы в помещениях монтируются средствами малой механизации.
Это зависит от модели. Для стабильной работы парковки на улице, кроме установки фасадных ограждений, серийно или опционально применяются и другие меры. Например, подогрев рельса, по которому горизонтально перемещаются платформы. Для силовых блоков используют зимнее гидромасло, его заливают также в механизм привода редуктора. В блок управления на холодный сезон ставят нагревательный элемент. Чтобы защитить конструкцию от осадков, можно предусмотреть дополнительные кожухи, шкафы, отбойники.
Пазловые парковки выпускаются модулями и могут блокироваться в паркинги разной ёмкости. Чтобы не создавать очередей на въезде и выезде, мы рекомендуем создавать блоки не более чем на 25–30 машиномест. В этом случае время ожидания любого автомобиля не будет превышать двух-трёх минут.
Пазловые парковки могут эксплуатироваться как на улице, так и в помещении.
При работе на открытых стоянках, в холодном климате большинства регионов России, необходимы ограждающие фасады и кровля. Кроме защиты оборудования и автомобилей от низких температур и осадков, это дополнительная преграда для вандалов. Ограждения адаптируют внешний вид конструкции к сложившейся архитектурной среде.
Для подземных паркингов со стесненными условиями, низкими потолками, серийно выпускаются двухуровневые модели пазловых парковок.
В консольных пазловых парковках автомобили хранятся на двух ярусах. Их можно устанавливать в подземных паркингах с высотой потолка от 4,0 - 4,2 метра. У некоторых моделей есть третий, подземный уровень.
У каркасных мультиярусных парковок обычно бывает отдвух до восьми уровней. Приблизительный расчет простой: высота первого уровня, где могут храниться внедорожники, около 2,1 метра, а остальных примерно 1,6 метра для седанов.
Есть пазловые парковки с гидравлическими и электромеханическими силовыми приводами. Чаще всего, это комбинированная схема. Для вертикального перемещения, свободных и загруженных платформ применяют гидравлику, а для горизонтального – электромеханические системы. Тип привода важен для регионов с низкими зимними температурами, где лучше будет работать электромеханическая парковка.
Вопросы по роторным парковкам
Роторные парковки, в большинстве регионов России, не требуют ограждающих конструкций. Но их можно установить, предусмотрены закладные детали для крепления каркаса фасадов и кровли.
Сами ограждения изготавливают на заводе, или заказывают отдельно, что получается дешевле. Если полностью зашить парковку, сооружение станет непроветриваемым — нужна пожарная сигнализация, автоматическое пожаротушение, дымоудаление. Чтобы сэкономить на внутренних инженерных системах, например, можно закрыть ротор фасадными ламелями. При этом, мы рекомендуем оборудовать козырек для защиты от снега.
В случае аварии, при перегрузке или коротком замыкании, защита в электрической схеме заблокирует и полностью обесточит полуавтоматический паркинг. Все роторы оборудуются молниезащитой и заземлением. Во время движения механизмов, фотоэлементы не дадут свободно пройти туда человеку – сработает сигнализация, парковка остановится. Блок управления выносится за пределы контура парковки, в удобное для визуального контроля место.
Для монтажа роторных парковок, в зависимости от модели, нужны автокраны грузоподъемностью от 16 до 50 тонн, а также автовышки с вынесенной стрелой.
Открытый ротор, будут бесперебойно работать при температуре от -40 до +40°C.
Перед въездом на парковку, нужно удалить снег и грязь с колесных арок и порогов. После выезда автомобиля с платформы, рекомендуется почистить ее в разгруженном состоянии. Обязанности по уборке машиноместа, можно возложить на владельца или на технический персонал паркинга.
На зиму можно установить подогревающий элемент в блок управления, использовать в механизме привода редуктора масло для низких температур.
В зависимости от модели, полный круговой оборот роторная система совершает максимум за 180 секунд. Для скорейшей доставки автомобиля, предусмотрен режим движения по или против часовой стрелки, направление вращения автоматически выбирает программный контроллер. Машина подаётся примерно за 1-3 минуты.
Имеет значение и общее время, проведённое пользователем на парковке. Чем быстрее водитель покинет рабочую зону, тем меньше придётся ждать другим.
