Точной классификации механизированных парковок пока не выработано, но у роторов и пазлов есть отличия от АПС:
- Водитель заезжает непосредственно на платформу, входящую в состав комплекса. При хранении автомобиль её не покидает и никуда не перегружается.
- Пользователь какое-то время находится внутри рабочего контура. Тогда как в автоматическом паркинге машина въезжает в приемный бокс, откуда после выхода водителя подается в конкретную ячейку.
- Можно визуально, со стороны, наблюдать процесс перемещения автомобиля.
- Отсутствует некоторое дополнительное оборудование, например, разворотные столы. Меньше датчиков и средств мониторинга.
При этом в роторных карусельных и пазловых парковках есть весь набор механических и электронных систем, достаточный для безопасной, удобной эксплуатации.
Нет. В соответствии с СП 113.13330.2023 роторные и пазловые парковки это не объекты капитального строительства, а сборно-разборные конструкции. Cогласование таких временных сооружений регулируют региональные законодательства.
Для установки роторной или пазловой парковки на неподготовленной территории, требуется мелкозаглублённый фундамент: песчано-гравийная подушка, толщиной от 0,5 до 1,0 метра, и монолитная железобетонная плита 0,15-0,3 метра. Под опорами монтируют дополнительные ригели или другие усиливающие элементы. Механизированная парковка крепится анкерами к закладным. Конструкция основания зависит от массы, габаритов модели и от геологии грунта.
В любом случае, необходим отдельный расчёт фундамента. Для пазловых систем в новых капитальных многоэтажных и подземных паркингах он выполняется в общем проекте сооружения.
Пазловые парковки это независимые типовые модули, чаще всего на 5, 7 или 9 единиц хранения, из которых можно собрать паркинг почти любой емкости. При этом, водитель может заезжать на любое свободное место, на первом этаже. Главное, сохранять не занятой одну ячейку в вертикальном ряду, чтобы загруженные платформы смогли переместиться. Сблокированные секции могут работать совместно или автономно. Чтобы обеспечить заявленную скорость, пазловые парковки ограничивают пятью-шестью уровнями. Но есть модели и на восемь ярусов. Высота нижнего уровня обычно равна 2100 миллиметрам (для автомобилей внедорожник), а верхних – 1650 миллиметрам (для седанов).
Габариты роторов зависят от количества и типа автомобилей: от 8 до 20 седанов, или от 8 до 16 внедорожников. Например, система на 12 седанов у всех производителей имеет высоту около 13,5 метра, а на 12 внедорожников - 16,5 метра.
Пазловые парковки могут эксплуатироваться как на улице, так и в помещении.
При работе под открытым небом, в холодном климате большинства регионов России, необходимы ограждающие фасады и кровля. Кроме защиты оборудования и автомобилей от низких температур и осадков, это дополнительная преграда для вандалов. Ограждения адаптируют внешний вид стоянки к сложившейся архитектурной среде.
Для подземных паркингов со стесненными условиями, низкими потолками, серийно выпускаются двухуровневые модели пазловых парковок.
Роторные парковки, в большинстве регионов России, не требуют ограждающих конструкций. Но их можно установить, предусмотрены закладные детали для крепления каркаса фасадов и кровли.
Сами ограждения изготавливают на заводе, или заказывают отдельно, что получается дешевле. Если полностью зашить парковку, сооружение станет непроветриваемым — нужна пожарная сигнализация, автоматическое пожаротушение, дымоудаление. Чтобы сэкономить на внутренних инженерных системах, например, можно закрыть ротор фасадными ламелями. При этом, мы рекомендуем оборудовать козырек для защиты от снега.
В консольных пазловых парковках автомобили хранятся на двух ярусах. Их можно устанавливать в подземных паркингах с высотой помещения от 4 метров. У некоторых моделей есть третий, подземный уровень.
У каркасных мультиярусных парковок обычно бывает от двух до восьми уровней. Приблизительный расчет простой: высота первого уровня, где могут храниться внедорожники, около 2,1 метра, а остальных примерно 1,6 метра для седанов.
Есть пазловые парковки с гидравлическими и электромеханическими силовыми приводами. Чаще всего, это комбинированная схема. Для вертикального перемещения, свободных и загруженных платформ применяют гидравлику, а для горизонтального – электромеханические системы. Тип привода важен для регионов с низкими зимними температурами, где лучше будет работать электромеханическая парковка.
Платформы полностью герметичны и снабжены водоотводящими желобами, уклонами. Протечки исключены. Технические жидкости, вода, талый снег c верхнего уровня не попадают на нижестоящий автомобиль.
В случае аварии, при перегрузке или коротком замыкании, защита в электрической схеме заблокирует и полностью обесточит полуавтоматический паркинг. Все роторы и пазлы оборудуются молниезащитой и заземлением. Во время движения механизмов, фотоэлементы не дадут свободно пройти туда человеку - сработает сигнализация, парковка остановится. Блок управления выносится за пределы контура парковки, в удобное для визуального контроля место.
В пазлах есть стопоры, которые остановят систему, когда платформа будет в конечной верхней или нижней точке. На гидрошлангах установлены клапаны, которые защищают от утечки масла при обрыве. Произвольное опускание платформы предотвратит механическая блокировка.
Для стандартного подключения необходима трехфазная сеть 380 В с частотой тока 50 Гц. Потребляемая мощность зависит от модели парковки и указывается в технических характеристиках.
Для монтажа уличных роторных и мультиярусных пазловых парковок, в зависимости от модели, нужны автокраны грузоподъемностью от 16 до 50 тонн, а также автовышки с вынесенной стрелой. Консольные пазовые системы в помещениях монтируются средствами малой механизации.
Для уборки мы рекомендуем промышленные моечные системы. Парковка переводится в режим ручного управления, на нижний уровень подается платформа, выключается питание. Машиноместо моется, протирается. По окончании процедуры, на первый, загрузочный этаж подается следующая платформа.
Открытый ротор и пазл с навесными фасадами, будут работать при сильных морозах.
Перед въездом на парковку, нужно удалить снег и грязь с колесных арок и порогов. После выезда автомобиля с платформы, рекомендуется почистить ее в разгруженном состоянии. Обязанности по уборке машиноместа, можно возложить на владельца или на технический персонал паркинга.
Обычно на зиму устанавливают подогревающий элемент в блок управления и заливают в механизм привода редуктора масло для низких температур.
В зависимости от модели, полный круговой оборот роторная система выполняет за 180-240 секунд. Для скорейшей доставки автомобиля, предусмотрен режим движения по или против часовой стрелки, направление вращения автоматически выбирает программный контроллер. Машина подаётся примерно за 1-2 минуты.
Имеет значение и общее время, проведённое пользователем на парковке. Чем быстрее водитель покинет рабочую зону, тем меньше придётся ждать другим.
Нет. К сожалению, действующее законодательство не предусматривает регистрацию собственности на отдельную платформу в роторной или пазловой парковке. Поэтому оформление происходит путём создания гаражно-строительного кооператива или подобного юридического объединения, в котором пайщики имеют доли в общем имуществе.
Пожарная безопасность в роторных и пазловых парковках регламентируется СП 113.13330.2023 и другими нормативными документами.
Автоматическая система пожаротушения, вентиляции и дымоудаления нужна, только если ограждающими конструкциями занято больше половины площади фасадов . В противном случае, требования по пожарной безопасности, как к паркингу открытого типа.
Производители заявляют о максимальном уровне шума, при работе роторной парковки, не более 50 дБ. Акустические параметры мы много раз проверяли на практике. При испытаниях и сдаче объектов, всех удивляет тихая работа роторов и отсутствие вибрации. Это одна из немногих парковочных систем, которая может пристраиваться к глухим стенам коммерческих или жилых зданий и полностью вписывается в санитарные, экологические нормативы.
При любой емкости роторной парковки, на сколько бы мест она не была рассчитана, только у одного автомобиля может работать двигатель. У того, что въезжает на нижний уровень или покидает паркинг. При хранении выхлопных газов нет.
Этот факт нужно учитывать при расчете отступов от окон жилых домов. По СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 их можно уменьшить без нарушения экологической безопасности.
Роторная парковка может эксплуатироваться, как и в открытом виде, так и быть полностью закрыта некапитальными навесными конструкциями.
Декоративная облицовка адаптирует дизайн парковки к сложившей застройке. Завод обычно не изготавливает сам фасад, но оборудует закладные элементы, для крепления обвесов. Чтобы интегрировать паркинг в архитектурную или ландшафтную среду, их можно заказать отдельно.